БИБЛИОТЕКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
THE LIBRARY OF CULTURE OF HEALTH



Скумин В. А. Открытие мира.

Скан страницы статьи

Скумин В. А. Открытие мира / В. А. Скумин // Рабочая газета. — 1979. — № 119 (6804). — С. 4

 

РОДИТЕЛИ, пожалуй, — самые занятые люди на свете. Надо одеть, накормить детей, проверить, как они выполнили уроки, отвести их к врачу — словом, тысяча неотложных дел...
И еще — тысяча советчиков. Один заверяет по телевизору, что первейший родительский долг — приучить детей к спорту. Другой пишет в журнале, что без любви к музыке они вырастут не такими, как следует. И все хотят добра, и все как будто правы.
Я не стану утверждать, что самое главное в мире дело — читать книги. Может, оно и не самое главное. Но особое. Тем более для детей. Я понимаю: среди тысяч неотложных дел детские книжечки с рисунками кажутся некоторым просто развлечением, пустым времяпрепровождением. Пусть уж лучше читает, лишь бы не баловался.
Кое-кто успокаивает себя: «Подумаешь, не читает! Лишь бы здоровым был. А там вырастет — и за книги возьмется».
Чтобы ребенок полюбил книгу, совершенно недостаточно научить его читать. Необходимо, чтобы взрослые, прежде всего родители, указали ему путь к этому огромному богатству.
Конечно, этот путь указывают и учителя, и детские библиотекари. И все-таки, несмотря на их старания и усилия, есть дети, которые книг не читают и читать не хотят. И тут уже способны помочь только отец с матерью, дедушка и бабушка, самые близкие люди, которые возьмут на себя труд заинтересовать Галочку или Андрюшу чтением.
Это не так легко, как кажется на первый взгляд. Ибо требует и времени, и усилий, и терпения. Способов заинтересовать чтением столько, сколько детей. Надо хорошо знать личность ребенка, чтобы, учитывая его наклонности и вкусы, предложить ту или иную книгу или рассказать отрывок из нее, или вспомнить вдруг историю, которая с этой книгой связана. Родители знают своих сыновей и дочерей, знают их характеры, увлечения, и в этом их наибольшее преимущество перед всеми другими воспитателями — учителями, библиотекарями, пионервожатыми.
Хочу процитировать одно письмо. Написал его пенсионер Дмитрий Иванович Бурлюк из Сумской области.
«Иногда в семьях слышишь:
— О, снова за книгу взялся. Нечего тебе больше делать? Лучше бы уроки учил...
Какую же ошибку делают подобные родители! Вспоминаю своя детские годы, старую нашу хату. Едва мерцает фитилек. Ближе придвигаюсь с книжкой к нему. И исчезают стены убогой хаты, и я уже путешествую по разным странам, пересекаю океаны, пустыни, поднимаюсь на высокие горы... Я живу вместе с героями повестей и романов.
Мне уже за шестьдесят. Но любовь к книге, пришедшая еще в детстве, осталась на всю жизнь. Я заметил, что учащиеся, которые хорошо занимаются, много читают. Мой совет родителям: не отбивайте у детей охоты к чтению, а, наоборот, поощряйте их в этом. Вы же знаете, с каким уважением говорят о ком-то: «Это человек начитанный!».
Книга не только расширяет знания, пробуждает воображение, не только имеет большое воспитательное значение. Книга и лечит. Вспомните хотя бы случай, описанный Борисом Полевым в «Повести о настоящем человеке». Советский летчик Мересьев потерял во время войны обе ноги. Он был в отчаянии. Но, прочитав о русском военном летчике Карповиче, который, потеряв ступню, стал инспектором школы военных пилотов и даже сам иногда поднимался в воздух, Мересьев нашел в себе силы преодолеть отчаяние, поверил, что вернется в строй, — и вернулся!
В медицине есть такой термин — библиопсихотерапия. Этот метод лечебного чтения был предложен выдающимся отечественным ученым академиком В. М. Бехтеревым. Его действие заключается в том, что, читая художественную литературу, мы словно становимся соучастниками событий, со-переживаем с героями, радуемся с ними. И тем самым изменяем себя.
Чтобы приохотить ребенка к чтению, надо, несомненно, самому знать содержание предлагаемой книги. Ведь невозможно заинтересовать кого-нибудь тем, чего ты сам не знаешь. Даже предположим, что ребенок читает много и охотно. Но уверены ли вы, что читает он именно те книги, которые помогут ему лучше познать жизнь, разобраться в ней? И, в конце концов, главное не то, сколько прочитано, а то, что усвоено из прочитанного. Поэтому, если вы хотите серьезно руководить чтением своих сыновей или дочерей, от души советую вам сделать то, чего не могут, к сожалению, сделать ни учитель, ни библиотекарь: читайте вместе с детьми. Именно вместе, может быть, даже вслух. И независимо от того, сколько им лет, — семь или четырнадцать.
Конечно, с четырнадцатилетним парнем не станешь рассматривать нарисованных в книжке зверюшек. Но ему в десять раз больше, чем семилетнему, необходимо поговорить с вами. И если вы хотите, чтобы сомнения, переживания и мечты ваших детей были вам доверены, их книги должны стать и вашими книгами.
Книга поможет укреплению вашей дружбы с ними. Внимательно следя за развитием духовного мира детей, читая вместе, вы, пожалуй, найдете тот путь к близости и доверию, который давно ищете.
Сегодня ваш сын с азартом разбирает радиосхему. Завтра он хочет строить модель корабля. А послезавтра ему крайне необходимо знать, как разводить золотых рыбок. Через неделю, смотришь, он уже занят шахматами. Потом несет из библиотеки литературу по астрономии. А вскоре вы узнаете, что он мечтает стать геологом. И это вовсе не потому, что сын такой бестолковый, а потому, что он растет и ему все хочется испытать самому.
И никогда не думайте, что все это несерьезно, что сын подрастет — и тогда выберет профессию, а сейчас нечего забивать голову этими делами ни ему, ни себе. Когда он подрастет — будет поздно. Он может просто не спросить тогда вашего совета, и вернуть утраченную близость вам будет трудно.
Некоторые родители жалуются: «А наш ничем не интересуется. Ему бы только по улице бегать, бездельничать».
А может, он в этом не виноват? А может, за десять лет его жизни у него десятки раз возникал к чему-то острый интерес? Но никто этого не заметил, не помог, не обратил внимания: что он там мастерит, что читает. Всем некогда было взглянуть. И в результате — «только бы по улице бегать»...
Может, вам покажется, что совместное чтение с детьми — это чрезмерная опека. До каких пор, скажете вы, водить их за руку? Так и самостоятельными они никогда не станут, если и книги вместе с ними читать.
Самостоятельность — прекрасное и необходимое в жизни качество. Но, чтобы ребенок научился думать и действовать самостоятельно, ему необходимо показывать, как это делается. И именно книги, в частности технические и научно-популярные, здесь весьма пригодятся. Прочитал — подумай, как самому сделать, что изменить, что прибавить.
Старайтесь в меру своих сил, чтобы интересы и увлечения были в семье общие. И тогда вам всегда будет приятно и радостно быть вместе.

В. СКУМИН, врач-психолог.
Киев.