БИБЛИОТЕКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
THE LIBRARY OF CULTURE OF HEALTH



Скумин В. А. Капризный ребенок.

Скан статьи

Скумин В. А. Капризный ребенок / В. А. Скумин // Рабочая газета. — 1979. — № 217 (6902). — С. 4

 

Немало неприятностей причиняет родителям капризный ребенок. Но хуже всего то, что, как свидетельствуют научные исследования, прежде всего это вредно для него самого. Капризничание может быть следствием нервного заболевания, но может явиться и его причиной. Не говоря уже о влиянии капризов на формирование характера, что накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека и его взаимоотношения с другими людьми.
В состоянии капризничания дети испытывают резко выраженные отрицательные эмоции, выражающиеся в том, что ребенок всему чинит сопротивление. Движения его становятся беспорядочными, порывистыми, или, наоборот, он застывает в какой-то одной, часто неестественной позе. Малыш плачет, кричит, бросает все, что попадает под руку, сам падает на пол, бьет по нему ногами, продолжая кричать, или лежит неподвижно, наблюдая, однако за поведением взрослых.
Всем этим внешним проявлениям капризничания соответствуют изменения физиологических процессов в организме ребенка: повышается артериальное давление, пульс становится либо ускоренным, либо, наоборот, слишком замедленным, нарушается ритмичность дыхания.
Итак, каприз — это резкое проявление отрицательных эмоций, граничащее со «срывом» высшей нервной деятельности.
Иногда случается, что и резкое проявление положительных реакций приобретает аналогичный характер. Некоторые дети, слишком разгулявшись, подпрыгивают, визжат, неудержимо смеются и не могут остановиться, невзирая на запрет. Такое возбуждение может внезапно переходить и в состояние противоположное — каприза или даже припадка, напоминающего истерический припадок у взрослого.
Опыт воспитательной работы свидетельствует о том, что метод запрета в подобных случаях менее действен или даже вызывает противоположный результат.
С большим успехом можно успокоить ребенка, отвлекая его, стараясь обратить его внимание на какой-то совершенно новый, необычный для него предмет или явление. Бывает, что это трудно сделать — малыш не хочет ни на что смотреть, не хочет никого слушать. В таких случаях попробуйте заинтересовать его не незнакомым предметом, а тем, который в спокойном состоянии вызывает у него особый интерес, на котором он больше всего может сосредоточиться.
...Трехлетнему Сереже очень понравился в зоопарке смешной медвежонок, и он часто вспоминал его. Заметив это, мама сказала:
— Вот если ты будешь послушным, вежливым мальчиком, я буду рассказывать тебе интересные приключения медвежонка.
Она стала придумывать разные увлекательные истории, в которых участвовал медвежонок из зоопарка, но рассказывала их не ежедневно. Это стало поистине поощрением для малыша.
— Расскажи, мамуся, про мишку косолапого, — просил он каждый раз.
— Нет, сегодня не буду, ты же капризничал за обедом, бросил ложку, не хотел есть котлету. Вот когда будешь совсем хорошим мальчиком, тогда и расскажу.
На следующий день Сережа вел себя хорошо, после обеда мама стала рассказывать:
— Сидел себе мишка в зоопарке и решил пойти в кино. Пришел он к заведующему и говорит: «Дайте мне, пожалуйста, брючки, рубашечку, курточку, ботинки, я оденусь и пойду в кино. Хочу посмотреть мультфильм про зайчика и волка...».
И вдруг мама сама себя перебила:
— А посмотри-ка, Сережа, не принес ли дядя почтальон газеты. 
Вот так она поступала всегда, никогда не доводила рассказ о медвежонке до конца, всегда переносила его на позже или на завтра. И таким образом у мальчика долго не угасал интерес к косолапому мишке.
Однажды случилось так, что Сережа ни за что не хотел вечером собрать свои игрушки. Закапризничал и все. Мама настаивала. Тогда мальчик схватил за ногу Буратино и нарочно опустил на пол, а затем, собирая кубики со стола, сбросил их неожиданно наземь. Как раз в это время в комнату вошла соседка, не выдержала и вмешалась:
— Ай-яй-яй, Сережа. Как тебе только не стыдно, что же это ты вытворяешь? Вот тебя за это сейчас милиционер заберет...
А Сережа знает, что это неправда. Надул губы и молчит, раскачивается слегка.
Соседка продолжает:
— А ну-ка собери быстро игрушки!
— Не хо-о-чу, не бу-у-ду, — вот-вот зальется слезами мальчик.
— А помнишь, сынок, — наступает тогда мамин черед. — как мишка хотел в кино пойти? Обул ботинки, надел рубашку, курточку, брючки и ушел на детский сеанс. Смотрел, как зайчик убегал от волка, как спасался от серого. А потом медвежонок вернулся в зоопарк, разделся сам, мама медведица дала ему меду и положила спать. Перед сном он аккуратно сложил все свои игрушки...
— А какие у медвежонка игрушки? — заинтересовался Сережа, внимательно прислушивавшийся к рассказу мамы о своем любимом медвежонке.
— Ну как же, — сказала мама, — у него есть свои забавы — маленькая бочечка от меда, обручи от бочек, мячи — он катает их лапами, бегает за ними. Что ж, сынок, а ну-ка ты сложи свои игрушки в уголок...
Мальчик забыл о капризе, быстро сложил все и, улыбающийся, пошел с мамой умываться перед сном.
Конфликт был ликвидирован.
А впоследствии, когда Сережа посмотрел фильм о собаке Мухтаре и увлекся им, Мухтар часто «помогал» маме.
Конечно, возможны и другие методы «обуздания» каприза, но важно, чтобы все делалось спокойно, незаметно для самого ребенка.
Дети, которым дома создан правильный режим дня, бывают более уравновешенными, менее склонными к капризам и чрезмерному возбуждению.
Безусловно, ребенка нужно во многом ограничивать. Однако нельзя, чтобы в его жизни было слишком много запретов. А ведь бывает же, что малыш только и слышит: «Не трогай!», «Не лезь!», «Не ступай!», «Не шуми!».
Неправильное воспитание капризного ребенка может явиться причиной возникновения у него невроза, истерии, неврастении, невроза навязчивости и т. д.
Важнейшее условие предотвращения капризов — спокойная домашняя атмосфера, единство и постоянство требований взрослых к ребенку. Если же, например, мать позволяет сегодня то, что вчера запретил отец, если криком и слезами малыш может добиться того, чего ему не разрешали, — не ждите от него послушания.

В. СКУМИН, врач-психолог