БИБЛИОТЕКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
THE LIBRARY OF CULTURE OF HEALTH


Скумин В.А. Агни Йога как метод реабилитации человеческого духа.
Skumin VA Agni Yoga as a method of rehabilitation of the human spirit.


Скан первой страницы статьи

Скумин, В. А. Агни Йога как метод
реабилитации человеческого духа / В. А. Скумин // К Здоровью через Культуру. — 1995. — № 1. — С. 37-52.

Skumin VA. (1995). Agni Yoga as a method of rehabilitation of the human spirit. To Health via Culture: 1: 37-52.


Скан обложки журнала

Цитаты из статьи В.А.Скумина:

«Истинная Йога неизмеримо выше, чище, утончённее и в то же время по-настоящему практичнее. Ведь Йога — это прежде всего Культура. Причём в самом глубоком и возвышенном значении данного понятия. Не случайно сегодня, в период великих потрясений, бурного и для большинства людей неожиданного, непредсказуемого развития общества, наблюдается небывалый интерес именно к таким достижениям общечеловеческой культуры, которые выдержали самое сложное испытание — испытание временем. Достойно вынесли (и выносят) хулу, клевету, фальсификацию, дискредитацию, примитивизацию и пронесли через череду веков сокровенный свой смысл и предназначение, показали свою жизнеспособность и действенность.
Вот уже несколько тысячелетий влечёт к себе пытливые умы уникальное, облачённое в покров тайны Учение. Исторически обозримое происхождение Йоги в том виде, как сохранили её письмена, относится ко 2 — 5-му тысячелетию до н.э. и связывается с Великим Откровением, с Шамбалой, с Учителями человечества. В надлежащее время, утверждает традиция, открывают Они наиболее развитым духовно людям, готовым к восприятию такой информации и способным донести её до других, законы и, так сказать, технологию жизни, соответствующие плану эволюции планеты, ритму дыхания Космоса, с которым Земля имеет бесчисленные нерасторжимые связи. Собственно, в переводе с санскрита слово йога как раз и означает связь, гармония, единение. Речь идёт о единении с Высшим началом в Природе, о гармонии с окружающим миром. За десятки веков существования Йоги как философии, как надлежащего образа жизни, сформировались разные её  направления: Раджа, Карма, Бхакти, Жнана, Агни и др. Лейтмотивом упомянутых направлений Йоги является гармоничное развитие и усовершенствование природы человека на основе духовности.» с. 38, абзац 1 св.
«И всё же, что может дать древняя Йога современному деловому человеку в практическом плане? Корректно ли советы тысячелетней давности проецировать на день сегодняшний?… Каждый век, год, даже день своеобразны и неповторимы. Но существуют извечные законы, по которым происходят все изменения. Мудрое знание и исполнение их несёт благо, нарушение – страдание, болезни, гибель. Йога открывает возможность к постижению незыблемых законов жизни, Микрокосма и  Макрокосма.
И ещё. Существенно меняя жизнь человека, Йога и сама меняется вместе с теми, для кого предназначена. Ибо она есть живая связь. Не идол, не храм и даже не путеводная звезда на пути, но сам Путь. В зависимости от потенциальных возможностей, от опыта, накопленного человеком и всем человечеством, всем миром, от космических условий, наконец, открываются и новые грани и возможности Йоги, как связи с Беспредельностью. Каждой эпохе назначена адекватная её задачам Йога. Для нынешнего времени и для будущего предназначена Агни Йога, являющаяся квинтэссенцией различных направлений Йоги, наиболее ценных древних и современных научных, философских,  религиозных достижений. В ней они не противопоставляются, но взаимно дополняют, усиливают друг друга. Все положения Агни Йоги практичны, жизненны, потому и называется она иначе Живой Этикой.» с. 41, абзац 2 св.
«Учение Живой Этики изложено в серии книг, возникшей в результате непосредственного общения выдающихся мыслителей Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов с Великим Владыкой Морией — основоположником Агни Йоги. Книги Агни Йоги, написанные в нашем, двадцатом веке, поражают особой, сверхчеловеческой мудростью, неповторимо возвышенным слогом. И в то же время конкретностью, деловитостью рекомендаций, относящихся к повседневной жизни, укреплению здоровья, воспитанию молодого поколения, психологии человеческих отношений. Из всех философских учений Йога имеет наибольшее число зон активного взаимодействия с медициной. Адепты разных направлений Йоги во все времена неизменно оставляли след на ниве теории и практики врачевания. Йогические тексты — от самых древних первоисточников до современных разработок — содержат многочисленные указания, имеющие целенаправленное гигиеническое, профилактическое и лечебное значение.
В Агни Йоге данная традиция получила закономерное продолжение и развитие. При этом среди медицинских аспектов приоритет со всей определённостью отдан проблемам, относящимся в настоящее время к сфере психотерапии, медицинской психологии. В книгах Живой Этики подробно говорится, в частности, о внушении, самовнушении, гипнозе, глубоко обоснованы понятие и роль психической   энергии,    анализируются   взаимоотношения телесного, душевного и духовного в человеке в норме и патологии, актуальные вопросы предупреждения и своевременного лечения психических и психосоматических расстройств. Немалое место уделяется вопросам фитотерапии, ландшафтотерапии и другим способам оздоровления.
В Агни Йоге обосновано, что землянам суждено вступить во взаимодействие с тончайшими энергиями Космоса, которые соответствуют потенциальным психоэнергетическим возможностям человека. Только достаточно развитый духовный потенциал даст возможность освоить данные энергии.
Как и в других древних учениях, в Агни Йоге принято подразделение человеческого существа на три основных начала — духовное, психическое, физическое. Дух, душа и тело не являются обособленными, не зависимыми друг от друга категориями. Условно, крайне упрощая, можно провести аналогию между ними и газообразным, жидким и твёрдым состоянием вещества, скажем воды. И пар, и жидкость, и лёд — это по сути всё та же вода, но в разных энергетических состояниях и с соответствующими физическими, химическими, биологическими свойствами, по-разному проявляющимися в тех или иных условиях. Три основных наших начала — духовное, психическое, физическое — также можно рассматривать как различные качества единой всеначальной энергии, проявляющейся на различных планах жизни через соответствующие проводники.
Удивительно сложное физическое тело развивалось в течение миллионов лет. Оно соприкасает человека с неплохо уже нами изученным физическим объективным миром. Аналогично, ещё более сложно устроенные тонкие проводники-тела приводят человека в соприкосновение с астральным миром, проявляющим себя через эмоции, страсти, чувства, желания, предчувствия; с Ментальным — Миром мысли, с Огненным — Миром Высшей Духовности. Эти Миры суждено человеку осваивать в ходе эволюции так же, как и плотный, физический.
Согласно Агни Йоге, главное в человеке — духовная сущность, которая облекается в тонкую и грубую плоть для приобретения опыта во всех материальных мирах с целью освоения их, чтобы, когда настанет время, занять соответствующее место в творческих Иерархиях Вселенной. Процесс эволюции рассматривается как восхождение духа через материю, раскрытие его внутри материальной оболочки, частицы которой извлекаются из соответствующих субстанций физического и тонкого миров.» с. 43, абзац 1 св.
«Агни Йога, лишённая всякого мистического налёта, не раздаёт векселей. Она насыщена точными рекомендациями, касающимися воспитания духовности, тренировки психики, соблюдения психогигиены, да и вообще гигиены во всех сферах жизни, правильного питания, применения лекарственных растений и препаратов, вопросов экологии, всех аспектов здорового образа жизни.» с. 49, абзац 2 св.
«Агни Йога учит, что всё, происходящее с нами, всё, что нас окружает, можно воспринимать по-разному. Неудачу можно посчитать крахом, а можно — стимулом к поиску новых возможностей, к новым более эффективным действиям. Можно, образно говоря, постоянно сокрушаться по поводу грязи земной, а можно, восхитившись небесной высью, сиянием звёзд, сделать всё, чтобы и планета наша стала столь же чистой и светлой.
"Научились ли Вы радоваться препятствиям?" — начертано на камне в Тибете. Всякое препятствие может стать рождением новых возможностей. Что проку думать о падениях — тех, что были уже или могут статься, — когда крылья даны для полёта. Испытания лежат, как пороги врат прекрасных. Удача не покинет стремящихся, ибо трудно попасть в стрелу на полёте. Умейте красиво встречать волны, призывает Живая Этика, не получение сладких пирожков, но ковка меча. Не обсахаренные пальцы, но мощь десницы воителя духа.» с. 52, абзац 2 св.


Copyright (c) 2014 “К Здоровью через Культуру”. All rights reserved. E-mail: thvc@yandex.ru