БИБЛИОТЕКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
THE LIBRARY OF CULTURE OF HEALTH



Скумин В. А. Правдивое слово.

Скан статьи

Скумин В. А. Правдивое слово / В. А. Скумин // Рабочая газета. — 1980. — № 215 (7199). — С. 4.

 

Это письмо привлекло внимание прежде всего тем, что речь в нем шла об одном из самых важных, по моему мнению, психических свойств человека — честности. Женщина, написавшая письмо, жаловалась, что с ее сыном Игорем что-то происходит. Он стал обманывать. А недавно вывел себе в дневнике пятерку и подделал подпись учителя. Мать просто растерялась: «Откуда это у него? Что руководило им в то мгновение? Ведь никто не учил его подобному». Она пишет: «Посмотрела на сына как бы со стороны и вижу, что далеко не все мне в нем нравится. Что делать?».
Все мы хотим воспитать в наших детях самые лучшие человеческие свойства. Но не всегда умеем добиться этого. Незаметно для нас наступает пора, когда сыновья и дочери
начинают считать себя взрослыми, стараются быть самостоятельными во всех своих поступках. Четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать лет... В это время и начинают родители впервые смотреть на своего ребенка как бы со стороны. И здесь-то и замечают они, что некоторые черты характера сына или дочки их не радуют, а волнуют, огорчают. Значит, что-то было упущено в воспитании.
Часто приписывают самому ребенку все его отрицательные черты, не думая, что они являются отражением определенных черт характера окружающих. Врожденными у ребенка можно считать свойства, связанные с его темпераментом. Нравственные качества — результат слов и поступков взрослых членов семьи, всех окружающих. Таким образом, появление ребенка в семье должно стать серьезной причиной самоусовершенствования родителей, Как же пристально обязаны следить взрослые за каждым своим словом, за каждым своим действием, за полным соответствием между словами и делами! Тем самым они приучат и детей к правдивости, искренности, заложат надежные основы для развития высокой морали у сына или дочери,
В чем все-таки кроется причина того, что дети, подростки говорят неправду?
Стремление сказать неправду возникает у них как следствие сложившихся для них неудачно ситуаций. Ожидание нотации, страх перед наказанием порождают стремление скрыть свой поступок. Это главная причина. Начало нечестных поступков лежит там, где ребенок уже имел возможность наблюдать факты обмана и убедился, что это сравнительно легкий путь к достижению запрещенного или утаивания своей провинности.
В большинстве случаев первый обман возникает как вынужденное стремление как-то защитить себя.
— Ты зачем солгал? Кто тебя научил? — укоряет мать восьмилетнего малыша, скрывшего от нее очередную тройку.
Сын упрямо молчит. Никто его не учил обманывать маму, но ведь так обидно ему, что у других — пятерки, четверки в дневниках, а у него одни тройки. Если все плохо в воображении маленького человека, он начинает придумывать что-то хорошее.
Наверное, и Игорем, дописавшим себе в дневник пятерку, руководили стремление казаться лучше и нежелание выслушивать нотации. Случается, что мы, взрослые, разбиваем, скажем, посуду, но только пожалеем об этом, и все, а дочку можем за разбитую чашку без конца упрекать, еще и унизительным подзатыльником наградить. И в следующий раз на выручку ей придет обман. Слепая дисциплина, чрезмерная строгость и физическое наказание — плохие учителя для детей. Они учат их лицемерию и фальши, учат чувствовать, желать одно, а говорить и делать другое. Из страха.
Когда-то Феликс Эдмундович Дзержинский писал сестре, что родители, научая детей, как те должны жить, указывая им, что хорошо, а что плохо, не всегда развивают в них душевную силу, необходимую для осуществления добра. Наказывают их, кричат на них и тем самым ослабляют нравственную силу этих будущих людей и сами противодействуют воспитанию у них совести.
Чрезмерная строгость, физическое наказание никогда не подействуют должным образом на сердце ребенка, ибо всегда будут насилием со стороны более сильного над более слабым и вызовут либо упорство (даже тогда, когда ребенок осознает, что совершил плохой поступок), либо трусость и фальшь. Чувство страха не научит вашего воспитанника отличать добро от зла, оно только искалечит душу, а вот любовь, справедливость делают его сильным, добрым.
И следует твердо помнить, что на детей главным образом воздействует дело, а не слово. Абсолютно недопустима малейшая ложь между родителями. Рано или поздно все станет известным сыну или дочери, и они усвоят такой стиль отношений, будут поступать аналогичным образом.
Случается, что ребенок рассказывает разные небылицы, фантазирует. Например, после летних каникул, увлекшись воспоминаниями о проведенном лете, мальчик прибавляет детали или факты, которых в действительности не было. Но говорит он настолько искренно, так сияют радостью его глаза, что сразу видно: перед нами не маленький лгунишка, а ребенок, переживающий какие-то увлекательные эпизоды и сам, возможно, не замечающий «лишних деталей», привнесенных его фантазией в правдивый по существу рассказ.
Надо сказать, у дошкольников, а иногда и детей младшего школьного возраста чувства и впечатления бывают настолько сильными, что совершенно пленяют их и побуждают иначе освещать события. Приравнивать это ко лжи ни в коем случае нельзя, но это вовсе не означает, что чрезмерное проявление детской фантазии не должно вызывать вмешательства взрослых. Только надо стараться, чтобы это вмешательство не погасило детской радости, фантазии, не убило мечты. Необходимо всегда помнить, что здесь мы имеем дело с человеческим «я».
Легче всего наказать за обман. Но ведь и наказание, и боязнь его толкают детей на плохие поступки. Не спешите наказывать! Часто достаточно просто поговорить с ребенком, показать свое отношение к обману. Если же вы заметите в его характере поворот к лучшему — обязательно похвалите. Замеченное и одобренное вами хорошее начало явится стимулом к лучшему.
Есть семьи, где родители относятся к детям сухо, отчужденно. Это большая ошибка. Воспитывать правдивость и честность надо добротой.

В. СКУМИН,
врач-психолог.
Киев