Библиотека Культуры Здоровья
The Library of Culture of Health

Скумин В. А. «Исчезают болезни, старость, смерть для того, кто обрел тело из огня йоги»


Скан статьи

Скумин В. А. «Исчезают болезни, старость, смерть для того, кто обрел тело из огня йоги»: интервью с доктором медицинских наук В. А. Скуминым / В. А. Скумин; записал Виталий Булат// Событие. — 1991. — №34-35. — С. 12.

 

Когда в назначенное время я подходил к месту встречи, то загадал себе узнать будущего собеседника первым. Заочное знакомство по многочисленным публикациям о нем подсказывало, что человек, много лет занимающийся йогой, будет выглядеть моложе своих лет, будет худощав, по-спортивному подтянут, точен в движениях и высказываниях. Но я не «вычислил» его. Меня представили молодому человеку, легко и энергично поднявшемуся мне навстречу. Досада за собственную недогадливость на какой-то миг сменилась чувством попавшегося на розыгрыш человека, но лишь на мгновение, потому что понимал, что загадывал я правильно, просто реальный человек превзошел все мои ожидания.
Это действительно был он, доктор медицинских наук, профессор кафедры педагогики и психологии Харьковского государственного института культуры Виктор Андреевич СКУМИН. Но в сегодняшнем разговоре меня больше интересовал автор свыше двухсот научных и научно-популярных работ по вопросам Йоги, психотерапии, здорового образа жизни, участник первых двух всесоюзных конференций по Йоге, человек, всю свою жизнь посвятивший постижению не всегда еще для нас понятного феномена — ЙОГИ.

— Виктор Андреевич, чем по-вашему, вызван такой повышенный интерес к Йоге в последнее время, особенно в нашей стране?
— Повышенный интерес к Йоге в последнее время объясняется тем, что человечество с каждым днем приближается к своему пределу, прежде всего с научно-технической точки зрения. Уже созданы компьютеры, которые, если их собрать воедино, превосходят человеческий разум. Люди подошли к экологическому тупику, и как результат — разрушение личности, застой морали.
У нас в стране к вышеназванным проблемам добавляется крушение, развал всех наших прежних идеалов, своего рода идеологический тупик.
Во-вторых, мода, т. е. своеобразное психологическое заражение на Йогу, на запретный плод, который стал доступен.
Так вот. Такой повышенный интерес, всплеск к познанию Йоги и объясняется тем, что, имея вековые ориентиры а своей пяти-восьмитысячной истории, Йога как бы предрекает подобное течение событий и через свою философскую систему готовит человечество к катаклизмам. Наступающее тысячелетие — это тысячелетие духовности.
Йогой интересуются люди разных вероисповеданий, возрастов, профессий. Недавно я получил письмо от одного заключенного из тюрьмы. Письмо, по-видимому, явилось результатом длительных раздумий. Автор, испытав в жизни многое, надеется опять стать человеком, ищет новые, неведомые духовные ориентиры, поэтому пробует обратиться к Йоге.
— Теперь разрешите стать на позицию обывателя, представляющего йогов неподвижно сидящими в странных позах и путем длительных занятий добивающихся определенных неординарных физических возможностей. Что значит заниматься Йогой?
— Начнем с того, что Йога — это учение об образе жизни, целью которого является самопознание и самосовершенствование, гармоничное духовное, психическое и физическое развитие, освобождение от всего низменного, хаотичного, болезненного, единение с высшими проявлениями Природы.
Человек — «гомо сапиенс» — в материалистическом понимании является деятелем, высшим совершенством, царем природы, имеющим возможность оказывать на нее физическое воздействие. По учению Йоги, человек не является завершением в эволюции, а находится в самом процессе Природы, в процессе постоянного, духовного прежде всего, совершенства, которое не имеет границ.
Йога была основана на идее духовной эволюции, целью земного существования считается раскрытие заложенных в человеческой душе космических принципов. При обычной жизни раскрытие это происходит стихийно, с точки зрения земного представления о времени — бесконечно медленно. Йога предлагает методы ускорения хода эволюции духа, основываясь на том же принципе, в соответствии с которым тренированный, опытный пловец достигает другого берега несравненно быстрее, нежели покорная воле волн соломинка.
Упражнения Йоги состоят в очищении мышления, уничтожении эгоизма, чувства разобщения с остальным миром, в развитии воли и самопознания, в глубоком сосредоточении, в пробуждении чувствознания.
Выбравший путь Йоги действительно должен обладать высочайшей ответственностью и настойчивостью. Поэтому те, кто начинает заниматься Йогой из любопытства или подражая другим, не могут ожидать достижения положительного результата. И винить они должны только себя. Те же самые занятия, проводимые с усердием и правильным пониманием, принесут удивительные плоды. Недаром говорится: «Сильный зверь разрывает сети и уходит, слабый —  в них запутывается и гибнет».
— Виктор Андреевич, как вы пришли в Йогу? Что приобрели и что потеряли за тридцать лет занятий Йогой?
— Как я пришел... На этот вопрос мне уже приходилось отвечать. Мой дед был земским врачом, хорошо знал травы, готовил из них лекарства и с их помощью умело облегчал страдания многих больных. Я же в детстве был очень болезненным, мучили постоянные простуды, хронические воспаления. Как я сейчас понимаю, вопрос стоял уже не только о здоровье, но о самой жизни. И дед взял меня «на природу». Я наблюдал за его работой, невольно приглядывался. Кстати, дед был хорошим диагностиком и психотерапевтом, владел гипнозом и все это с успехом применял на практике. Для меня это не прошло бесследно: здоровье поправилось, и вопрос о будущей профессии практически не стоял — конечно, медицинский институт. Но с моим «белым билетом» невозможно было пройти медицинскую комиссию. Пришлось «потерять» старые документы и обследоваться у других врачей.
После зачисления в институт мне сказали, что если хочу жить в общежитии, то придется пожить с иностранцами. Ими оказались три индуса с Маврикия, занимавшиеся Йогой. Я невольно стал сначала свидетелем, а потом и участником их занятий. Только не думайте, что мы жили в каком-то строгом режиме отречения. Молодость брала свое, и мы ни в чем особенно не ограничивали себя. У меня только появилась потребность в овладении английским языком, чтобы ближе знакомиться с литературой по Йоге.
Теперь я понимаю, что еще мой дед, не заставляя силой, а добровольность — это основной принцип Йоги, возделал почву, в которую попали хорошие семена. А когда я достиг определенного уровня — появился Учитель. То есть сработал закон внутреннего притяжения, согласно которому человек, достигший определенного уровня, непременно раньше или позже привлекается в общество одного из учителей Йоги, находя именно то, что жаждет его внутренняя природа, и сразу чувствует себя счастливым и попавшим домой.
Таким образом, всему, что я достиг в жизни, начиная с нее самой в материалистическом понимании, я обязан Йоге.
— Виктор Андреевич, сейчас в городе почти на каждой доске объявлений висят рекламки, призывающие заниматься Йогой в различных группах и кооперативах. Как вы относитесь к этому?
— Я уже говорил о всплеске моды на йогу. С одной стороны, это детская болезнь становления, точнее, третьего возрождения Йоги в нашей стране, с другой — это и попытки доморощенных деловых людей, которые, прослушав несколько лекций в нашем центре, стараются материализовать полученные знания в звонкую монету. Они, конечно же, наносят вред попавшимся на их обман. Но еще больший вред они наносят себе. Рано или поздно они это поймут. Нет, совсем не обязательно это будет изоляция от общества, тюрьма. Это может быть утрата здоровья ими или их близкими, какие-нибудь другие проблемы.
Но такой массовый рост «школ Йоги», в том числе и в Харькове, в которых зачастую пропагандируются не обоснованные научно, противоречивые, а порою небезопасные для психического и физического здоровья способы, со временем может привести к дискредитации Йоги в глазах общественности.
Вульгарный подход к той сфере знания, которая требует особо тонкого разумения и деликатного отношения, чреват серьезными негативными последствиями. Широкий интерес, устойчивый «спрос» на Йогу требует соответствующих предложений со стороны тех, кто заинтересован в научно-медицинском подходе к оздоровительным аспектам йогической практики.
— Понятно, Виктор Андреевич. Но как вы представляете перспективы серьезного удовлетворения этого спроса, куда, прежде всего в Харькове, обращаться желающим найти себя в мире Йоги?
—    С прошлого года в структуре общества «Знание» в городе был открыт центр по изучению духовной, психической и физической культуры Йоги, где проводятся теоретические и практические занятия по овладению знаниями и навыками а области Йоги.
В перспективе же ректор нашего института культуры Василий Николаевич Шейко вынашивает идею о подготовке дипломированных слециалистов-менеджеров, или в традиционном названии — организаторов культурно-оздоровительной работы, на основе рекомендаций Йоги и нетрадиционных для нас систем. Можно продумать специальную сеть оздоровительных библиотек, в которых процесс лечения будет осуществляться не медицинскими процедурами, а чтением соответственно подобранной, прежде всего художественной и философской литературы.
— Фантастика! Чудо?
— Почему же? В разные времена здоровье считалось едва ли не наибольшей ценностью. Только вот вечно занятый, суетящийся современный человек об этой великой ценности вспоминает нередко, лишь заболев, не бережет здоровье, злоупотребляет тем, что противоречит естественному образу жизни. А когда заболеет, то возлагает надежды на химические препараты, хирургические операции либо рассчитывает на исцеление при помощи чуда — с помощью, к примеру, кремов да банок с водой, будто бы «заряженных» через телевизор.
Такой путь к здоровью от самого больного не требует никаких усилий для избавления от недуга. Необходимо только пассивное подчинение.
Конечно, и скальпель, и медикаменты, и телерадиосредства, и многое другое, разумеется, должно быть сегодня в арсенале медицины. Речь идет о другом. Об образе жизни — основе сохранения и укрепления здоровья. А здесь необходим кропотливый и сознательный труд, нужно сердцем и разумом воспринять своего рода философию здоровья. Этой философией и насыщена Йога. Она действительно способна сотворить чудо. И это чудо состоит отнюдь не в избавлении от того или иного отдельного, как говорят, недостатка, а в преображении всего человека.
— Виктор Андреевич, а найдутся ли в Харькове люди, способные заниматься подготовкой таких специалистов? Ни о чем подобном в стране мне еще не приходилось слышать.
— Учителя найдутся, можно приглашать специалистов и из других городов. Основная же трудность вызвана как раз новизной задуманного, нужно будет решать множество организационно - административных проблем.
— А как вы предполагаете организовывать набор, экзамены на такое отделение, другими словами, всех ли можно научить Йоге до такого уровня, чтобы они учили других?
— Хороший вопрос. Экзамены, наверное, будут проходить в виде собеседования. Важнее уровня знаний по конкретным предметам будет духовный, психический уровень ученика, его внутреннее восприятие мира. Набор предполагается небольшой — группа из 10 — 15 человек. И, конечно, дальнейший отбор, т. е. отсев, должен будет идти в продолжение всей учебы.
— Что ж, спасибо за интересное интервью. Мне лично было очень приятно познакомиться с вами. Разрешите надеяться на ваше дальнейшее сотрудничество с «Событием». Успехов вам.

Интервью вел Виталий БУЛАТ.
ОТ РЕДАКЦИИ. Мы имеем предварительную договоренность с В. А. СКУМИНЫМ о публикации отрывков из его новой книги.