БИБЛИОТЕКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
THE LIBRARY OF CULTURE OF HEALTH



Скумин В. А. Психотерапия в лечебных программах для детей
с хроническими соматическими заболеваниями.

Скан страницы статьи

Скумин В. А. Психотерапия в лечебных программах для детей с хроническими соматическими заболеваниями // Вопросы охраны материнства и детства. — 1984. — № 9.

 

УДК 616-036.12-053.2-085.85

В. А. Скумин

ПСИХОТЕРАПИЯ В ЛЕЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Украинский институт усовершенствования врачей Минздрава СССР, Харьков

Обобщен опыт применения психотерапии у 159 детей в возрасте от 6 до 14 лет с хроническом патологией сердечно-сосудистой, пищеварительной и бронхолегочной систем. Задачи работы состояли в своевременной коррекции и предупреждении пограничных расстройств психической деятельности, ускорении адаптации ребенка в условиях стационара, психотерапевтическом потенцировании и опосредовании всех лечебных и диагностических мероприятий, мобилизации личностных резервов, во влиянии на определенные этиологические и патогенетические и клинические проявления соматического страдания. Наличие психических отклонений всегда затрудняло течение и лечение соматической болезни, что связано со склонностью детей с аномалиями психики к нарушению установленного режима, невыполнению врачебных рекомендаций, трудность терапии заключается в том, что целый ряд психотропных препаратов не может быть применен в лечении детей. Индивидуальная психотерапевтическая тактика строилась на 3 принципах: развитие психики с учетом асинхроники развития, специфика соматической и нервно-психической патологии, особенности формирования личности, тип воспитания, присутствие родителей по месту лечения ребенка. «Большую» психотерапию осуществлял психотерапевт, «малую» — другие врачи. Последняя в основном состояла в психотерапевтическом потенцировании лекарственных воздействий и психотерапевтическом опосредовании, т. е. в придании с помощью внушения лечебных свойств терапевтически нейтральным мероприятиям. Весьма действенной при болевом синдроме для коррекции психопатологических расстройств оказалась гипнотерапия. Сеанс условно разделялся на 5 периодов. Период эмоционально-психологической настройки имел целью успокоение ребенка, психологическую подготовку к мероприятию. На данном этапе использовалась музыка с успокаивающим, завораживающим звучанием, подсветка с использованием неярких зеленых, синих, фиолетовых тонов. Второй период — погружение в гипнотическое состояние, третий — проведение общих и индивидуальных внушений. Музыка, приглушенная после первого периода, звучала как фоновая до третьего периода. Четвертый период — выведение из состояния гипноза. Включалась музыка мобилизующего настроя — произведения Скрябина, Прокофьева, Баха. Включалась подсветка: желто-зеленая, голубая, розовая. Цель последнего периода состояла в диагностике постгипнотического состояния, выяснении характера ощущений, коррекции возможных неприятных переживаний. Продолжительность сеанса в среднем около 1 ч. Результаты проведенного лечения выразились в более быстрой адаптации к стационару, улучшении контакта с медицинским персоналом, снижении психопатологических проявлений, в положительном течении соматического заболевания.