БИБЛИОТЕКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
THE LIBRARY OF CULTURE OF HEALTH



Васильева Л. И. Культурно-оздоровительный аспект единства духовного развития различных стран и народов.


Первая страница статьи


Скан обложки журнала

Васильева Л. И. Культурно-оздоровительный аспект единства духовного развития различных стран и народов / Л. И. Васильева // К Здоровью через Культуру. — 2011. — № 19. — С. 17-43.

Цитаты из статьи Л. И. Васильевой:

«Происходящие же события таковы, что существующее почти в мировом масштабе "падение уровня сознания, падение уровня нравственности в личной и социальной жизни" вследствие утраты людьми истинных духовных ценностей и жизненных ориентиров, непонимание своего предназначения "стать человеком духовным — сознательным носителем Света Единого Духа на планете" приводят не только к физическим заболеваниям разной степени тяжести (как давно известным, так и совершенно новым), уносящим тысячи человеческих жизней, но и ко многим нервным и психическим расстройствам, страданиям, постепенной утрате всякого интереса к жизни и нередко к полной деградации человека. И всё это — на фоне больших успехов мировой медицины в отдельных её областях, применения новейших методик и технологий, огромного арсенала разрабатываемых лекарственных препаратов.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) отводит на долю медицины в борьбе за здоровье людей всего 10%, а 50% — на зависимость состояния здоровья от образа жизни, определяемого общей культурой человека, семьи, общества.
Вот почему актуальной стала проблема комплексного решения глобальных вопросов, связанных со здоровьем, а для этого необходим был совершенно "новый, более утончённый и ответственный подход, новое направление пути".
Именно такой подход (с позиции здоровья физического, психического и духовного — приоритетного) реально осуществил доктор медицинских наук, профессор Виктор Андреевич Скумин, первым введя в обращение в 1968 году термин "Культура Здоровья" и создав затем Доктрину Культуры Здоровья и Международное общественное Движение "К Здоровью через Культуру". Так два великих общечеловеческих понятия — Культуру и Здоровье — профессор В. А. Скумин объединил синтезом, придавшим им и новое качество, и новый особый смысл.» с. 18, абзац 1 св.
«Цель работы. Рассмотреть на конкретных исторических примерах некоторые вехи развития Культуры различных стран и народов и привести высказывания выдающихся мыслителей, деятелей культуры и медицины разных эпох об искусстве и о целесообразности здорового образа жизни. И методом сравнительного анализа попытаться установить, что Культурно-оздоровительный аспект являет собой единство духовного развития различных стран и народов.» с.19, абзац 2 сн.
«Народы, ныне населяющие нашу Землю, в своём историческом поступательном движении прошли многовековой, очень сложный эволюционный путь. И общим для их подавляющего большинства оказались, хотя и разновременные, но по сути идентичные этапы последовательного прохождения этого пути: относятся ли они к общественно-экономическим формациям (первобытнообщинная, рабовладельческая, раннефеодальная и последующие) или к археологической периодизации, созданной на основе классификации памятников материальной культуры в зависимости от материала и техники изготовления орудий труда.
Разновременность этапов пути развития обусловливалась, главным образом, первоначальным географическим расселением людей: будь-то долины рек, побережье моря, горные массивы или степные районы — всё оказывало существенное влияние на образ их жизни (оседлый, полуоседлый, кочевой), род занятий (земледелие, рыбная ловля, охота) и, конечно же, сказалось на зачатках культуры. Да, первобытнообщинному строю было присуще и первобытное искусство. Именно реальные потребности повседневной жизни способствовали возникновению искусства, благодаря которому первобытный человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир.» с. 20, абзац 2 св.
«Ещё в позднем палеолите зародились и получили дальнейшее развитие в мезолите, неолите и энеолите некоторые виды изобразительного искусства; живопись, графика, круглая скульптура, рельеф, орнамент.» с. 21, абзац 1 сн.
«Так древние изображения на стенах и потолках пещер, на открытых поверхностях скал и отдельных камнях свидетельствуют о том, что в те далёкие времена люди в художественной форме отражали свою хозяйственную и духовную жизнь. Именно те древние, во многом очень одинаковые по стилю и технике выполнения, изображения и стали началом развития одного из замечательных видов изобразительного искусства — живописи, ставшей впоследствии неотъемлемой частью искусства разных народов по обилию присущих ей жанров, по назначению.» с. 23, абзац 1 сн.
«Долгий и очень интересный путь прошла монументально-декоративная живопись — от росписей зданий и культовых сооружений, гробниц древнего Египта; стенных росписей подземных захоронений знати в древнем Китае; дворцовых фресок некоторых городов древних Греции и Рима; от храмовых росписей в городах древнего государства Урарту (территория современных Армении, Турции, Ирана); дворцовых росписей среднеазиатского города Пенджикента (искусство которого по стилю и содержанию отражало связи с искусством Ирана, Афганистана, Индии, Китая, Византии); от средневековых стенных росписей китайского пещерного буддийского монастыря Дуньхуан ("Пещера тысячи Будд") и уникальных росписей индийского комплекса, высеченных в скалах буддийских монастырей Аджанта, дающих широкую картину многообразной индийской жизни; от средневековых стенных росписей, проникнутых высокой одухотворённостью и ставших важнейшими видами живописи в Византии, Грузии, на Балканах, в древней Руси (росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире) — к новому этапу в эволюции стенных росписей, наступившему в эпоху Возрождения. Для Италии — это период 14—16 веков. Итальянские художники Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и другие достигли в своих стенных росписях (фресках) глубокой реалистичности изображений, насыщенных гражданским пафосом.» с. 24, абзац 1 св.
«Так на примере монументально-декоративной живописи в очень схожем пути её развития в разных странах можно судить и об её общей способности мощного воздействия на мысли и чувства людей, служа, тем самым, действенным средством их духовного воспитания.» с. 25, абзац 1 св.
«Таким же мощным средством духовного и эстетического воспитания человека обладают музыка и танцы, присущие различным народам с их первобытных времён и прошедшие тоже очень схожий путь своего многовекового развития. Искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передающих трудовые занятия первобытной общины и жизнь животных.» с. 25, абзац 2 св.
«Так богатейшее и разнообразнейшее музыкальное искусство (со своими формами, традициями, с обязательной духовной составляющей) всех народов Земли являет собой единство их духовного развития.
Ибо именно Красоту люди находят в звуке (музыке), в ритме (танцах), в живописи, а "хорошая живопись, — по словам Микеланджело, — это музыка, это мелодия", так как, по его мнению, музыка — высшее мерило искусства.
Завершая обзор трёх видов искусства, следует остановиться на их оздоровительном аспекте. Ещё с незапамятных времён люди отмечали воздействие, оказываемое музыкой на поведение человека и животных. В средние века Леонардо да Винчи, будучи сам музыкантом и певцом, написал трактат, где впервые комплексно исследовал человеческий голос с анатомической, физиологической и психологической сторон. Многие знают по себе, как могут быть приятны или неприятны голоса людей, такие разные по тембру и силе звучания. По-разному воспринимаются и музыкальные звуки. Исследованиями установлено, что они влияют на изменение кровяного давления, частоту пульса, на общее душевное состояние и способны повышать тонус всего организма даже при обычной физической усталости. В настоящее время во многих клиниках мира очень эффективно используется музыкальная терапия — лечение целебными вибрациями классической музыки. По материалам зарубежной печати было выяснено, например, что 5-я симфония Бетховена улучшает работу сердца, а его знаменитая "Лунная соната" уменьшает раздражительность. Мазурки Шопена и вальсы Штрауса успокаивают, отгоняют тревогу. А "Лебединое озеро" Чайковского, что подтверждается тысячью примеров, снижает кровяное давление.
В современной медицине разных стран получает всё большее распространение цветотерапия, связанная, в частности, с лечением живописными полотнами. К таким целебным полотнам прежде всего следует отнести картины великого Мастера Николая Константиновича Рериха. "Рукотворчество ГУРУ есть процесс особого огненного напряжения и в полотнах Его кристаллизованы энергии Света, которые незримо излучаются и действуют на тех, кто их созерцает и чьё сердце достаточно чутко и открыто для восприятия тонких энергий". Вот почему полотна Его ещё в 30-ые годы XX века некоторые зарубежные врачи вывешивали в санаториях для лечения нервнобольных, а уместными и приносящими немало пользы, по мнению Елены Ивановны Рерих, могли бы стать и "задушевные беседы перед художественными произведениями".
Получает распространение в настоящее время и хореотерапия — лечение танцами, — также благотворно влияющая на здоровье как людей здоровых, так и склонных уже к некоторым нарушениям опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы. Танцы в сочетании с музыкой создают бодрое, жизнерадостное настроение, положительно влияющее на нервную систему человека, то есть дарят здоровье.
Истинно, велика целительная мощь искусства, способствующая и развитию духовности людей!» с. 29, абзац 1 св.
«Да, истинно! Искусство относится к чисто духовным видам творчества! И всё вышесказанное о живописи, танцах, музыке, литературе различных стран и народов в разные эпохи их существования, несомненно, свидетельствует об их взаимовлиянии, взаимопроникновении и о единстве их духовного развития.
А способствовали этому в значительной степени — миграция населения (от мирного расселения древних племён по всему земному шару, от "Великого переселения народов" в конце античного времени и в начале средневековья — к крупным межконтинентальным перемещениям после Великих географических открытий), сопровождавшаяся смешением рас, языков, народов и повлиявшая, конечно, и на их культуру; и появление новых вероучений (с заменой ими прежних и постепенным расширением сферы их влияния на большие территории — христианство, буддизм, ислам); и создаваемые с благими целями по распространению и обмену товаров — "Великий путь из варяг в греки", "Янтарный путь из Прибалтики", "Великий китайский шёлковый путь" и другие факторы, включая культурные обмены Нового времени между разными странами.
И именно "Искусство, — по словам Елены Ивановны Рерих, — во всех его проявлениях и во всех условных формах, всегда будет началом духовным, будящим устремление к Красоте, к Высшему, и в этом его главное и величайшее значение".» с. 35, абзац 2 сн.
«Искусством считалась в древности медицина, именно искусством преодолевать болезнь и сохранять жизнь. Даже в наши дни употребляется словосочетание искусство врачевания. Для предупреждения многих заболеваний (о чём известно современному человеку) следует оберегать нервную систему, ибо отрицательные чувства и эмоции приводят к возникновению болезней, в то время, как умение ими владеть не только помогает сохранению здоровья, но и способствует продлению жизни.» с. 36, абзац 2 св.
«Очень важно учиться духовному подходу ко всему, чем занимается человек и что его окружает. А это означает строить свою жизнь на Красоте, служить ей, утверждая Красоту "во всех сторонах человеческой жизни, а главное, во внутреннем мире служителя".
Суждено человечеству Земли светлое будущее, ибо Утверждается оно Владыкой Майтрейей, Дающего всем людям планеты "огненную надежду непреложности на преображение мира", но не утвердится оно без страшной борьбы за Свет, без преображения самого человека, расширения и утончения его сознания и без преображения, объединённых в сознании человечества, Земли и Тонкого Мира на принципах Красоты и Света. Но, как видим, тяжко преддверие Нового Мира, однако могучего потока эволюции не остановит ничто, а "вся наша эволюция в сознании".
И каждый человек, желающий идти в ногу с эволюцией, стремящийся к Добру и Общему Благу, должен озаботиться Культурой своего сердца, уделяя его воспитанию и утончению достаточно внимания и времени. Недаром Век Майтрейи назван Веком Сердца. А для решения этой важнейшей задачи надо приобщиться всем желающим к Культуре Здоровья, ибо она "есть наука и искусство грядущего, все направления её устремлены в будущее и зовут строить жизнь новую — культурную и здоровую — на духовном фундаменте Живой Этики — Нового Завета Новой Эпохи, применяя в каждодневном творчестве жизни богатейшее Рериховское наследие, используя лучшие достижения всех отраслей науки и культуры".» с. 41, абзац 1 св.


Copyright (c) 2017 Международное общественное Движение “К Здоровью через Культуру”