Библиотека Культуры Здоровья
The Library of Culture of Health

Скумин В. А. Из кумиров — в рядовые.

Скумин В. А. Из кумиров — в рядовые / В. А. Скумин // Рабочая газета. — 1986. —. —№ 172 (9850). — C.4.

— Ну что вы ребенку про денежные затруднения толкуете? Что он в этом понимает? Пусть хоть сейчас поживет в свое удовольствие, еще устанет от проблем, — горячо убеждала меня молодая мама двух близнецов.
Действительно, аксиомами нашего социального бытия стали лозунги «Дети — единственный привилегированный класс», «Все лучшее — детям» и т. п. Что ж, мы все любим своих сыновей и дочерей, желаем им добра, счастья, беззаботного детства, но названные лозунги нередко становятся препятствием в деле воспитания гармонически развитого молодого поколения. Особенно в тех случаях, когда они приводят к созданию кумира семьи.
Ребенок при этом если не пуп земли, то уж определенно пуп семьи. Особенно часто подобный тип воспитания складывается, если ребенок в семье один, а взрослых, участвующих в его воспитании, много — мама, папа, бабушки, дедушки...
Но вот маленький человек становится подростком. Период этот сложен, недаром его называют переходным, трудным возрастом. В организме происходят кардинальные физические, нейроэндокринные, психофизиологические изменения. Все в подростке бурлит, кипит, находится в состоянии предельной напряженности. И надо же — именно в это время происходит безжалостное разжалование кумира в рядовые: «Ты уже большой», «Позаботься о себе сам, хватит рассчитывать на нянек». «Заработаешь, тогда и купишь»... Даже взрослый, умеющий управлять своими эмоциями человек, вряд ли будет испытывать чувство благодарности и любви к тем, кто лишает его привилегий. А от подростка ожидают именно этого, да и еще недоумевают, почему же доселе ласковый сын превратился в неуправляемого дикаря? Ведь реакция подростка на ущемление его прав может принимать самые неожиданные формы. Не в этом ли одна из причин возникающей у детей вроде бы на пустом месте неприязни, даже враждебности по отношению к родителям, школе, перерастающих порой в открытое неприятие общественных норм поведения? Впору всерьез задуматься: нужны ли они вообще, эти ликующие призывы к «все лучшее — детям»? И вообще, диалектика жизни такова, что ломоть черного хлеба для подростка порой куда как полезнее очередного пирожного (особенно если учесть, что 20—40 процентов детей больны ожирением). И лопата в руках на садовом участке принесет ему больше добра, нежели стоны под гитару в подъезде.
В одной из школ я увидел красочно оформленный стенд: «Мы живем беззаботно и счастливо». И подумал: неужели жизнь без забот представляется нашим мальчишкам и девчонкам эталоном счастья? Хорошенький девиз для пионеров, комсомольцев... Спрашиваю у шестиклассниц, стоящих неподалеку: «Как вы думаете, для чего живет человек?» Мнутся, стесняются. А потом: «Ну, чтобы получать радость, наслаждаться жизнью». А что значит — наслаждаться? В ответ — скучные фразы, обкатанные, как морская галька.
А надо бы всем нам, родителям, почаще вспоминать, что дорогое чадо с самого раннего возраста должна выполнять определенную, пусть даже символическую работу для других, заботиться о ком-то. Пусть дети постоянно сталкиваются с трудностями и пытаются их самостоятельно преодолевать. Ведь как мудро говорил Николай Константинович Рерих: «Благословенны препятствия — ими растем!». Чем старше будет становиться ребенок, тем более ответственные, более важные дела будут поручаться ему. Вот так, постепенно, он будет завоевывать право называться взрослым, ответственным человеком.
Так пусть же в центре воспитательного процесса станет созидание человека, гражданина — то есть воспитание с опережением, с учетом процесса общественного развития. А естественные, детские привилегии пусть будут нашей взрослой тайной, о существовании которой дети узнают лишь тогда, когда сами станут мамами и папами.

В. СКУМИН,
кандидат медицинских наук.
Харьков.