Библиотека Культуры Здоровья
The Library of Culture of Health

Скумин В. А. Правдивое слово.

Скан статьи

Скумин В. А. Правдивое слово / В. А. Скумин // Рабочая газета. — 1980. — № 215 (7199). — С. 4.

 

Это письмо привлекло внимание прежде всего тем, что речь в нём шла об одном из самых важных, по моему мнению, психических свойств человека — честности. Женщина, написавшая письмо, жаловалась, что с её сыном Игорем что-то происходит. Он стал обманывать. А недавно вывел себе в дневнике пятёрку и подделал подпись учителя. Мать просто растерялась: «Откуда это у него? Что руководило им в то мгновение? Ведь никто не учил его подобному». Она пишет: «Посмотрела на сына как бы со стороны и вижу, что далеко не всё мне в нём нравится. Что делать?».
Все мы хотим воспитать в наших детях самые лучшие человеческие свойства. Но не всегда умеем добиться этого. Незаметно для нас наступает пора, когда сыновья и дочери начинают считать себя взрослыми, стараются быть самостоятельными во всех своих поступках. Четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать лет... В это время и начинают родители впервые смотреть на своего ребёнка как бы со стороны. И здесь-то и замечают они, что некоторые черты характера сына или дочки их не радуют, а волнуют, огорчают. Значит, что-то было упущено в воспитании.
Часто приписывают самому ребёнку все его отрицательные черты, не думая, что они являются отражением определённых черт характера окружающих. Врождёнными у ребёнка можно считать свойства, связанные с его темпераментом. Нравственные качества — результат слов и поступков взрослых членов семьи, всех окружающих. Таким образом, появление ребёнка в семье должно стать серьёзной причиной самоусовершенствования родителей. Как же пристально обязаны следить взрослые за каждым своим словом, за каждым своим действием, за полным соответствием между словами и делами! Тем самым они приучат и детей к правдивости, искренности, заложат надёжные основы для развития высокой морали у сына или дочери,
В чём всё-таки кроется причина того, что дети, подростки говорят неправду?
Стремление сказать неправду возникает у них как следствие сложившихся для них неудачно ситуаций. Ожидание нотации, страх перед наказанием порождают стремление скрыть свой поступок. Это главная причина. Начало нечестных поступков лежит там, где ребёнок уже имел возможность наблюдать факты обмана и убедился, что это сравнительно лёгкий путь к достижению запрещённого или утаивания своей провинности.
В большинстве случаев первый обман возникает как вынужденное стремление как-то защитить себя.
— Ты зачем солгал? Кто тебя научил? — укоряет мать восьмилетнего малыша, скрывшего от неё очередную тройку.
Сын упрямо молчит. Никто его не учил обманывать маму, но ведь так обидно ему, что у других — пятёрки, четвёрки в дневниках, а у него одни тройки. Если всё плохо в воображении маленького человека, он начинает придумывать что-то хорошее.
Наверное, и Игорем, дописавшим себе в дневник пятёрку, руководили стремление казаться лучше и нежелание выслушивать нотации. Случается, что мы, взрослые, разбиваем, скажем, посуду, но только пожалеем об этом, и всё, а дочку можем за разбитую чашку без конца упрекать, ещё и унизительным подзатыльником наградить. И в следующий раз на выручку ей придёт обман. Слепая дисциплина, чрезмерная строгость и физическое наказание — плохие учителя для детей. Они учат их лицемерию и фальши, учат чувствовать, желать одно, а говорить и делать другое. Из страха.
Когда-то Феликс Эдмундович Дзержинский писал сестре, что родители, научая детей, как те должны жить, указывая им, что хорошо, а что плохо, не всегда развивают в них душевную силу, необходимую для осуществления добра. Наказывают их, кричат на них и тем самым ослабляют нравственную силу этих будущих людей и сами противодействуют воспитанию у них совести.
Чрезмерная строгость, физическое наказание никогда не подействуют должным образом на сердце ребёнка, ибо всегда будут насилием со стороны более сильного над более слабым и вызовут либо упорство (даже тогда, когда ребёнок осознает, что совершил плохой поступок), либо трусость и фальшь. Чувство страха не научит вашего воспитанника отличать добро от зла, оно только искалечит душу, а вот любовь, справедливость делают его сильным, добрым.
И следует твёрдо помнить, что на детей главным образом воздействует дело, а не слово. Абсолютно недопустима малейшая ложь между родителями. Рано или поздно все станет известным сыну или дочери, и они усвоят такой стиль отношений, будут поступать аналогичным образом.
Случается, что ребёнок рассказывает разные небылицы, фантазирует. Например, после летних каникул, увлекшись воспоминаниями о проведённом лете, мальчик прибавляет детали или факты, которых в действительности не было. Но говорит он настолько искренно, так сияют радостью его глаза, что сразу видно: перед нами не маленький лгунишка, а ребёнок, переживающий какие-то увлекательные эпизоды и сам, возможно, не замечающий «лишних деталей», привнесённых его фантазией в правдивый по существу рассказ.
Надо сказать, у дошкольников, а иногда и детей младшего школьного возраста чувства и впечатления бывают настолько сильными, что совершенно пленяют их и побуждают иначе освещать события. Приравнивать это ко лжи ни в коем случае нельзя, но это вовсе не означает, что чрезмерное проявление детской фантазии не должно вызывать вмешательства взрослых. Только надо стараться, чтобы это вмешательство не погасило детской радости, фантазии, не убило мечты. Необходимо всегда помнить, что здесь мы имеем дело с человеческим «я».
Легче всего наказать за обман. Но ведь и наказание, и боязнь его толкают детей на плохие поступки. Не спешите наказывать! Часто достаточно просто поговорить с ребёнком, показать своё отношение к обману. Если же вы заметите в его характере поворот к лучшему — обязательно похвалите. Замеченное и одобренное вами хорошее начало явится стимулом к лучшему.
Есть семьи, где родители относятся к детям сухо, отчуждённо. Это большая ошибка. Воспитывать правдивость и честность надо добротой.

В. СКУМИН,
врач-психолог.
Киев