Наверх

Библиотека Культуры Здоровья
The Library of Culture of Health

Скумин В.А. Психологические аспекты лечебного питания детей и подростков,
страдающих болезнями пищеварительной системы.
Skumin VA Psychological aspects of diet therapy of children and adolescents
suffering from digestive system diseases.

Скумин, В. А. Психологические аспекты лечебного питания детей и подростков, страдающих болезнями пищеварительной системы / В. А. Скумин // Вопросы питания. — 1987. — № 6. — C. 26-29.

Skumin VA. (1987). Psychological aspects of diet therapy of children and adolescents suffering from digestive system diseases. Voprosy pitaniia: 6: 26-29.

OCLC 116648174. PMID 3439083.

УДК 616.3-085.874-053.2

В. А. Скумин
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ БОЛЕЗНЯМИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Кафедра психотерапии (зав.— проф. А. Т. Филатов) Украинского института
усовершенствования врачей, Харьков

Правильное питание является, как известно, одной из наиболее важных и эффективных предпосылок, обеспечивающих здоровье и гармоничное развитие ребёнка [5, 8]. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта диетотерапия служит основой комплексного лечения [2]. Особенности пищеварительной функции у детей и подростков в норме и при патологии изучаются достаточно интенсивно [2, 8]. Однако питание — процесс не только физиологический, во многом он определяется также психическими факторами. И хотя на их роль, на прочные механизмы связи деятельности двух важнейших жизнеобеспечивающих систем организма — центральной нервной и пищеварительной — указывал ещё И. П. Павлов [4], исследованию психологических аспектов лечебного питания пока не уделяется должного внимания.
Хронические болезни пищеварительного аппарата представляют серьёзную медицинскую и социальную проблему. В настоящее время ими поражено около 10 % детей и подростков и этот показатель, к сожалению, имеет тенденцию к росту [1, 2]. В рамках поиска путей повышения эффективности лечебно-восстановительных и профилактических мероприятий нами в 1980— 1987 гг. проводилась психолого-психотерапевтическая работа с группой детей и подростков (361) в возрасте от 6 до 17 лет. Наблюдение осуществлялось на различных этапах лечения — стационарном, санаторном, поликлиническом. У пациентов были диагностированы хронические заболевания гастро-дуоденальной зоны (гастрит, дуоденит, гастродуоденит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка), панкреогепатобилиарной зоны (гепатит, холецистит, холецистохолангит, панкреатит), функциональные болезни пищеварительной системы (желудка, желчевыводящей системы, кишечника). Причём различные органические и функциональные нарушения, как правило, сочетались.
Необходимо отметить, что на общее состояние детей и подростков, их пищевое поведение, аппетит существенно влияли не только телесный недуг, но и особенности их психического статуса. При изучении психической сферы, помимо клинического метода, применяли «Личностный опросник Бехтеровского института» (ЛОБИ) и другие психологические тесты [6, 7].
Невротические расстройства среди наблюдавшихся больных проявлялись в форме невротических реакций у 29 (20,4 %) человек, затяжных невротических состояний (в основном астенических) — у 91 (64,1 %), невротических формирований личности — у 22 (15,5%).
Специально проведённое исследование показало, что у 219 (60,7 %) больных имелась негативная психологическая установка в отношении назначенного им в связи с гастроэнтерологическим заболеванием лечебного питания. Причём среди пациентов с сопутствующими невротическими расстройствами (142) таковая отмечалась в 79,6 % случаев.
Формированию психологической установки на соблюдение необходимой диеты не уделялось должного внимания. Врачи (гастроэнтеролог, диетолог) ограничивались подбором и назначением диетического стола в соответствии с установленным диагнозом и стадией течения заболевания, родители — соблюдением рекомендаций специалистов. А в чём же видели смысл происходящего дети, на лечение которых собственно и направлены все старания тех и других, как они понимали свою задачу (и понимали ли её вообще)? Ответ на этот вопрос был получен при анализе результатов клинического и экспериментально-психологического исследования с применением теста ЛОБИ. Оказалось, что психологическая установка на соблюдение режима питания определяется в основном типом отношения к заболеванию — внутренней картиной болезни (ВКБ). Формирование её в свою очередь зависит от особенностей психической деятельности на соответствующем этапе развития психики в онтогенезе — аффективном и идеаторном (применительно к материалу данной работы).
Нами было установлено, что на аффективном этапе (возрастной диапазон 6—12 лет) у детей возможно формирование 5 типов ВКБ: гармоничного, индифферентного, гиперпатичного, гипопатичного, лабильного.
Гармоничный (harmonia — стройность) тип спонтанно сформировался лишь у 8,6 % детей. Они отличались хорошей контактностью, были послушны, доброжелательны. Стремились перебороть плохое самочувствие, уверены были в возможности полного выздоровления. Аккуратно выполняли назначения, не нарушали режим питания, если он был разъяснён им взрослыми.
Индифферентный (indifferens — безразличный) тип наблюдался в 17,2 % случаев. Характерным было полное безразличие к проявлениям заболевания. На словах соглашаясь с тем, что необходимо лечиться, дети относились к проводимым лечебным мероприятиям негативно, выполняя их обычно лишь после настойчивых требований. Диету соблюдали, если это им нравилось, в противном случае высказывали недовольство, обиду, пытались получить любимую ими пищу.
Гиперпатичный (hyper — чрезмерное повышение, pathos — чувство, страдание) тип проявлялся избыточной эмоциональной напряжённостью, преувеличением тяжести болезненных ощущений и переживаний, порой даже придумыванием несуществующих страданий, фантазированием по поводу всевозможных последствий болезни. Этот тип зарегистрирован у 21,5 % детей. Им были присущи мнительность, повышенная тревожность в отношении результатов лечения, они не верили в возможность выздоровления. Диетические ограничения соблюдали скрупулёзно («а мне можно это кушать?»), часто высказывали сомнения по поводу доброкачественности пищи (по словам родителей: «прежде чем съесть, всё обнюхает»), проявляли утрированную избирательность в отношении продуктов питания. Гипопатичный (hypo — понижение, недостаточность) тип отмечен у 25,9 % детей. Для них характерны слабая выраженность связанных с болезнью переживаний, эмоциональная недооценка проявлений и самого факта её, активное неприятие всего, что свидетельствует об их недуге. Полагали, что, поскольку чувствуют себя бодрыми, полными сил, то никакого нарушения здоровья и нет. Факты же, свидетельствующие об обратном, объясняли иными причинами либо вообще отрицали. Всё связанное с лечением описывали в окрашенных негативными эмоциями выражениях, например: «врачи упрятали в больницу», «никакой болезни нет, а бабушка таскает по врачам». Склонны к полному неприятию диетических ограничений, которые в силу особенностей детской логики интерпретируют как плохое отношение к себе, воспринимают как личную обиду.
Лабильный (labilis — неустойчивый) тип выявлен у 26,9 % пациентов, у которых в различной степени представлены и выражены признаки, характерные для двух типов ВКБ и более. Отношение к болезни и ко всему связанному с нею непостоянно. Оно существенно видоизменяется под воздействием разных факторов. Так, при наличии, к примеру, черт гармоничного или гиперпатичного типов ребёнок после непродолжительного общения с детьми, ВКБ которых сформировалась по гипопатичному типу, начинает проявлять черты последнего в поведении, эмоциональных реакциях, высказываниях. Соответственно организуется и пищевое поведение пациента. Данный тип обычно обнаруживался у младших и недавно болеющих детей.
На идеаторном этапе развития психики (в возрасте старше 11 —12 лет) происходит последовательное усложнение описанных выше типов ВКБ и вместе с этим пищевого поведения. Число пациентов с гармоничным типом в данной возрастной группе составило лишь 3,4 %. Структура негармоничных типов всё более тесно связывалась с характерологическими особенностями, свойственными подросткам, с клиническими проявлениями сопутствующих невротических расстройств — неврастенических, ипохондрических, фобических и пр. На данном этапе психического развития у пациентов обнаруживалась способность к интеллектуальной оценке своего состояния, к сложным суждениям, умозаключениям, вскрытию закономерностей. Однако они не имели чёткого представления о задачах, значении лечебных мероприятий. Большинство из них полагали, что диетическое лечение хотя и приносит некоторую пользу для органов пищеварения, но негативно влияет на рост, общее физическое развитие и т. п. Методом безвыборочного интервьюирования определено, что при отсутствии жёсткого контроля 73,9 % обследованных допускали алиментарные погрешности. Юные пациенты как бы отождествляли свою болезнь и тех, кто её врачует, считая последних источником неприятностей, различных ограничений. Диетотерапию они воспринимали как некую повинность, наказание, а не как путь к избавлению от страданий.
Анализ ответов на вопросы табл. 4 теста ЛОБИ «Аппетит и отношение к еде» показал, что различные затруднения, связанные с аппетитом и принятием пищи, испытывало 68,5 % пациентов. Эти затруднения носили двоякий характер. В одних случаях они были связаны с плохим аппетитом, сомнениями по поводу доброкачественности пищи и т. п., в других вызывались необходимостью регламентировать питание по времени и количеству принимаемой пищи, соблюдать специальную диету, ограничивать либо вовсе исключать любимые блюда.
Свойственные детям и подросткам психологические особенности, импульсивность поведения, определяемого в основном эмоционально-чувственными мотивами, недостаточность волевых качеств, способности к самоконтролю и, как было показано выше, отсутствие у большинства из них психологической установки на соблюдение режима лечебного питания выдвигают в число важнейших задач психологическое обеспечение данного режима. Без этого самая продуманная и индивидуализированная диета едва ли даст ожидаемый эффект, что не может не сказаться отрицательно на эффективности лечебно-восстановительной программы в целом, поскольку лечебное питание играет базовую роль в терапии болезней органов пищеварения.
Основная работа проводилась в трёх тесно связанных между собой направлениях:
1) психотерапевтическое опосредование и потенцирование лечебного питания до его назначения и в процессе диетотерапии с помощью метода косвенной психотерапии [6];
2) создание психологической установки на соблюдение диеты, осуществляемое в рамках целенаправленного формирования гармоничного типа ВКБ с помощью методов суггестивной, рациональной, коллективно-групповой, игровой, семейной психотерапии [6, 7];
3) перестройка вкусового стереотипа[3] преимущественно с помощью методов гипнотерапии, внушения наяву, самовнушения [1, 6].
Психотерапевтическая и психопрофилактическая работа проводилась при участии родителей, инструктированных соответствующим образом. Это особенно важно для детей младшего возраста. Пациентам на доступном для них уровне разъяснялось, что лечебное питание назначается временно и оно поможет им стать здоровыми, сильными, быстрее избавиться от болезни, неприятных ощущений. Подчёркивалось, что нарушение диеты затянет лечение, пребывание в больнице. При психотерапевтических беседах с подростками особенное ударение делалось на том, что сознательное выполнение пусть даже и неприятных диетических ограничений будет способствовать укреплению силы воли, мужественности, выработке характера.
В необходимых случаях использовалось внушение наяву и в гипнотическом состоянии, выполняемое по специальной методике [6]. Формулы суггестивного воздействия были следующими: «Ты хочешь стать сильным и крепким. Для этого нужно хорошо кушать. Тебе нравится то, что дают на завтрак, обед и ужин. Будешь съедать всё с аппетитом. Еда очень вкусная, полезная, приятная. Эта пища приносит здоровье. Когда сядешь за обеденный стол, всегда станет появляться хороший аппетит. Будешь съедать свою порцию с удовольствием». Время сеанса приурочивалось к очередному приёму пищи. Приведённый текст брали за основу для составления суггестии, направленных на психотерапевтическую переделку вкусового стереотипа.
Осуществление указанных психотерапевтических и психопрофилактических мероприятий 267 больным (основная группа) дало возможность сформировать психологическую установку на соблюдение режима питания у 239 (89,5 %) детей и подростков. В контрольной же группе (94 человека), где психотерапевтическая коррекция пищевого поведения не проводилась, исходная негативная психологическая установка в отношении лечебного питания оставалась прежней. В этой группе в 2,9 раза чаще, чем в основной, отмечались связанные с алиментарными погрешностями рецидивы хронического заболевания желудочно-кишечного тракта, тяжелее (в психоэмоциональном плане) проходила адаптация к назначенному диетическому столу.
Таким образом, психологические факторы играют существенную роль в организации лечебного питания детей и подростков, страдающих заболеваниями органов пищеварения. В целях успешного осуществления диетотерапии необходимы своевременные выявление и психотерапевтическая коррекция неправильного пищевого поведения, связанного прежде всего с негармоничными типами ВКБ. Проведение специальных психолого-психотерапевтических мероприятий позволяет значительно повысить эффективность лечебно-восстановительных программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоусов Ю. В., Скумин В. А. // Педиатрия.— 1986.— № 8.— С. 48—50.
2. Болезни органов пищеварения у детей / Нисевич Н. И., Таболин В. А., Мазурин А. В. и др.— М., 1984.
3. Вельвовский И. 3., Липгарт Н. К., Багалей Е. М., Сухорукое В. И. Психотерапия в клинической практике.— Киев, 1984.
4. Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 4.— М.; Л., 1951.
5. Петровский К. С., Ванханен В. Д. Гигиена питания.— М., 1982.
6. Скумин В. А. Медицинская психология и психотерапия в системе реабилитации детей и подростков с хронической патологией органов пищеварения: Метод, рекомендации.— Харьков, 1985.
7. Скумин В. А. Психологические методы исследования в педиатрической практике: Метод, рекомендации.— Харьков, 1985.
8. Физиология развития ребёнка / Козлов В. И., Фарбер Д. А., Дубровинская Н. В. и др.— М., 1983.

Поступила 18.03.87

V. A. Skumin — PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DIETOTHERAPY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS SUFFERING FROM DISEASES
OF THE DIGESTIVE SYSTEM

Summary. Clinicopsychological investigations of 361 patients, aged from 6 to 17 years, suffering from diseases of the gastrointestinal tract, have revealed in 60.7% of them negative psychological attitude to the dietotherapy they received. Among children and adolescents with concomitant neurotic disorders such attitude was noted in 79.6%. A system of special measures has been developed including three main elements: 1) psycho-therapeutic mediation of dietotherapy before its administration and in the process of the therapy; 2) creation of the psychologic attitude to the diet adherence; 3) alteration of the patient's taste stereotype. Realization of such measures has been conducive to higher effectiveness of the dietotherapy.